31 августа 2016

Что такое двигатель внешнего сгорания?

Зашел как-то в компании разговор за машины. С машин плавно перешёл на двигатели — ну, как это всегда бывает. И, собственно, возник такой вопрос — двигатель автомобиля полностью называется «двигатель внутреннего сгорания». Но если уточняется, что это двигатель именно внутреннего сгорания, значит, по логике, есть и двигатели внешнего сгорания?

Да, такие есть. Давайте разбираться.

Первое и самое главное — в двигателе внутреннего сгорания сгорание рабочей жидкости происходит ВНУТРИ двигателя, в нём самом, в замкнутом объёме. Вот классический пример двигателя:

Анимация работы двигателя внутреннего сгорания

Тут всё понятно. В камеру подаётся горючая жидкость, воспламеняется, превращается в раскалённый газ, и за счёт расширения толкает поршень, который, в свою очередь, вращает коленчатый вал, а тот уже необходимый привод, например, колёса. Разновидностей таких двигателей — вагон и маленькая тележка. Классические двух- и четырехтактные, используемые в автомобилях, всего лишь крошечная часть этого айсберга. Они называются поршневыми, и только типов поршневых двигателей насчитывают более сотни. А ведь кроме поршневых есть ещё газотурбинные, реактивные, роторно-поршневые и т.д. и т.п.

А двигатели внешнего сгорания — это двигатели, где процесс получения тепла отделён от самого двигателя, происходит ОТДЕЛЬНО от него. То есть рабочая жидкость нагревается отдельно, любым источником тепла, причём в подавляющем большинстве случаем — открытым огнём. Самым известным таким двигателем является, несомненно, обычный паровой двигатель. Рабочая жидкость тут — вода, перегретая до состояния пара или дровами, или углём, или мазутом, да чем угодно. Вот пример:

Анимация работы двигателя внешнего сгорания

Это прямоточный паровой двигатель, простой, как две копейки — пар из нагреваемого резервуара с водой поступает попеременно то слева, то справа и двигает поршень. А сам пар после рабочего цикла выходит снизу, охлаждается, и снова поступает в резервуар с водой.

Почему же сейчас не пользуются внешним сгоранием? Пользуются, но в очень редких случаях. Дело в том, что ДВнутС значительно меньше ДВнешС, при одинаковых мощностных показателях. А кроме того, безопаснее. Раньше взрывы котлов паровых двигателей часто приводили к жертвам, да и обслуживание их — та ещё работка. Поэтому и забыли потихоньку о двигателях внешнего сгорания. Прогресс не остановить, так что, мне кажется, и двигатели внутреннего сгорания потихоньку отойдут в прошлое.




Опубликовано 31.08.2016 Роман Гвоздиков в категории "Интересность

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *